Продлеваем ресурс двигателя присадками

Использование топливных присадок, содержащих цинк, на протяжении многих лет было рекомендовано производителями автомобилей.Почему же в современных моторных маслах снижено содержание цинка и фосфора? Американский институт нефти (API) установил предельное содержание присадок с цинком на уровне 0,08%. Это сделано для снижения разрушительного воздействия цинка на каталитические нейтрализаторы и системы снижения вредных выбросов.

Таким образом, последние требования API направлены на увеличение срока службы каталитических нейтрализаторов. К 1996 г. Большинство автопроизводителей начали производить двигатели с верхним расположением распределительного вала и роликовыми кулачками. Это позволило использовать смазочные материалы с низким содержанием противоизносных присадок на основе цинка и фосфора.

Однако, применение масел, рекомендованных API в условиях повышенных нагрузок, может привести к серьезным проблемам, например, при приработке кулачков с плоскими толкателями. Возникает риск разрушения деталей газораспределительного механизма. Такая ситуация способна серьезно озадачить любителей активной езды. Какой вариант выбрать?

Ранее в качестве причин поломок двигателя указывались:

  • Низкий контроль качества при производстве распределительных валов;
  • Низкое качество исполнения толкателей кулачков;
  • Резкие формы современных распределительных валов;
  • Состав моторного масла.

Большое количество жалоб пришлось на тот период, когда изменения в производстве толкателей совпали по времени с модернизацией формул моторных масел для легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта.Зачастую в двигателях многих старых моделей при использовании современных масел с низким содержанием противоизносных присадок возникали моменты, когда во время запуска в течение короткого времени происходил непосредственный контакт металлических деталей. Причиной этого явления был недостаток смазки.

Большинство производителей двигателей и их компонентов рекомендуют использовать противоизносные присадки, содержащие цинк, для приработки кулачков распределительного вала. Если при осмотре поврежденных деталей двигателя не будут обнаружены признаки применения моторного масла с содержанием противоизносных присадок, то производитель может отказать в устранении поломки по гарантии. По этой причине многие автопроизводители предлагают собственные противоизносные присадки или специальные масла. Например, в линейке продуктов GM есть моторное масло, содержащее присадки на основе цинка.

Эксперты утверждают, что противоизносные присадки не будут запрещены для использования в высокофорсированных и спортивных двигателях. Однако, нет сомнений в том, что моторные масла, соответствующие требованиям API, прекрасно работают в современных двигателях с роликовыми толкателями из-за сниженного трения по сравнению со спортивными моделями. ZDDP является основной противоизносной присадкой, которая добавляется в моторные масла. На самом деле, под этой аббревиатурой скрывается целый класс присадок.

Не все присадки ZDDP одинаково реагируют на изменение нагрузки и температуры из-за разности в скорости горения. Одни требуют большего нагрева и нагрузки для активации по сравнению с другими. Моторные масла для легковых автомобилей, как правило, содержат присадки, которые «горят» быстрее, чем добавки в масла для дизельных двигателей. Эта особенность определяется разностью в степенях сжатия – у бензиновых двигателей она ниже. Таким образом, не все масла с высоким содержанием противоизносных присадок работают одинаково.

Моющие присадки «противостоят» противоизносным. Моющие присадки предназначены для очистки внутренних деталей двигателя. Более того, для них нет разницы – отложения, лак или соединения цинка, – они смывают все. Ранее господствовала точка зрения о необходимости использования масел без моющих присадок в период обкатки двигателя с целью активации большего объема противоизносных присадок. Характеристики обоих типов присадок определяют, как быстро и в какой степени на внутренней поверхности двигателя образуется защитная пленка.

Как же нужно действовать?

Для современных автомобилей с роликовыми толкателями в двигателе необходимо придерживаться рекомендаций завода-производителя касательно типа используемого масла и интервалов технического обслуживания.

В случае двигателей с плоскими толкателями

Существует множество марок масел, предназначенных для спортивных автомобилей, но и среди них имеется много отличий. Если вы ищете наиболее подходящее из них, то у вас наверняка есть знакомые, которые сталкивались с подобным вопросом. Поинтересуйтесь у них, какое решение они приняли. Как ни банально это звучит, но дешевле всего учиться на чужих ошибках.

Естественно, что каждый производитель масла утверждает, что именно его продукт – самый лучший, однако, лучше обратиться к практике, так как для конкретного случая требуется свое моторное масло.