Saab 900 Turbo — Tesla своего времени

Эта шведская штучка из прошлого века.

Tesla стоит больше, чем следующие шесть самых дорогих автомобильных компаний вместе взятых. Так как же этот маленький автопроизводитель может столько стоить? Какова причина?

Почему появление Saab`а было таким большим событием? Тогда Saab ещё не была автомобильной компанией. Но они сделали всё по-другому и многое лучше.

Saab 99 и Saab 900, и это фактически одна и та же машина. Но когда 99-й дебютировал в 1967 году, он настолько опередил время, что более точно предсказал будущее автомобилей, чем что-либо еще, пока не появилась Tesla.

Первый автомобиль Saab появился в 1947 году. Весь корпус был сделан из цельного куска металла, в котором были вырезаны окна. Начали они с 2-тактного 2-цилиндрового двигателя. Затем получили двухтактный трехцилиндровый, а затем унаследовали четырехтактный V4. Этот двигатель был всего лишь двумя третьими от Ford V6. Старого Ford Explorer, 92, 93, 94, 95 и 96, по сути, одного и того же автомобиля. Они занимались производством уже более 30 лет, но никогда не останавливались на достигнутом, постоянно совершенствуя его. И действительно, примерно в середине этого 30-летнего срока Saab представила свой второй новый автомобиль 99.

Модель 99 все еще была совсем другим типом автомобиля. Таким образом, производитель самолетов разработал его для обеспечения безопасности при столкновении, используя такие вещи, как траектория нагрузки так как они были спроектированы как фюзеляжи самолётов. Таким образом, 99 имеет усиление толщиной 1 дюйм, которое идет от верхней части передней стойки по идеально прямой линии, вплоть до основания шасси, чтобы защитить вас при опрокидывании.

Лучшие инженеры не участвовали в роли манекенов, потому им нравилось переворачивать автомобиль. Они сбрасывали 99 с высоты 8 футов.

Единственное, что было бы безопаснее, если бы машина вообще отказывалась переворачиваться.

Как и Tesla Model X, он был спроектирован так что его структура была примерно на треть жестче, чем у других автомобилей, и это было хорошо не только для безопасности при столкновении.

Родословная 99 также загружена новшествами в отрасли, такими как первая в мире боковая система безопасности, дворники на фарах, двери, которые выходят за уплотнения. Первые в мире обогреватели сидений и салонный фильтр с активированным углем.

У него было сумасшедшее расстояние до ветрового стекла, которое оставляло больше места для вашей головы при аварии. Кроме того, мы получаем отличную обзорность, и хорошую аэродинамику. Для этого у него также было плоский пол.

Модель 99 была на одном уровне с Citroen DS по самому низкому коэффициенту аэродинамического сопротивления.

И, кстати, эта дурацкая вогнутая форма была сделана не для того, чтобы быть дурацкой. Это было сделано после того, как Saab провёл много времени в аэродинамической трубе в 1960-х годах, и глядя на разрыв воздушного потока над задней кромкой крыши они хотели, чтобы этот пограничный слой контролировал турбулентность.

Исследование профессорско-преподавательского состава университета показало сверхъестественную связь между автомобилем, который они водили, и их политическими пристрастиями. На президентских выборах того года Ричард Никсон распял Джорджа Макговерна во время второго по величине оползня в американской истории, только 37 с половиной процентов населения проголосовало за Макговерна, но из этих 37% было 98% академиков, управляющих Saab.

Есть еще одно сходство, которое произошло в 1978 году, когда Saab поставил турбо на 99-м. Он показал четкое направление будущего. Модель 99 не была первым автомобилем с турбиной. Фактически, она отставала от Porsche 930 Turbo на пару лет, не говоря уже об экспериментальных автомобилях. Это был не специально построенный спортивный автомобиль. Это был семейный автомобиль. Его цель состояла в том, чтобы сохранить эффективность относительно небольшого 4-цилиндрового двигателя, но добавить плавный крутящий момент двигателя большого объёма. Настолько сильно отличающийся от спортивных автомобилей с турбонаддувом Saab 99 turbo стал прородителем сегодняшних слабомощных 4-х цилиндровых автомобилей, однако 99 просуществовал всего год до выхода 900.

Как я уже говорил, 900 — это просто обновление 99-го. На самом деле начиная с водительского сиденья и далее назад мы видим те же стекла, те же двери, та же панель кузова. Да были некоторые изменения спереди. Колесная база была растянута на 2 дюйма.

Как мы все знаем о 99, что все причудливые функции были добавлены туда потому, что кто-то действительно думал об этом. Аварийный тормоз работает на передних колесах, потому что при развесовке 60-40 передние колёса лучше прижимает. Атомарно ручной тормоз был перенесён на задние колеса только в 1988 году, что вызвало несколько аварий. Но мы помним о хорошем каркасе безопасности в этом автомобиле, не так ли?

Для обеспечения безопасной парковки требуется, чтобы в автомобиле была включена задняя передача, и только после включения задней передачи можно будет достать ключ зажигания. Рычаг КПП оставался заблокированным со включенной задней передачей, и это означало несколько вещей.

  • Во-первых, это означало, что вам не нужно было использовать ручной тормоз.
  • Во-вторых, при нахождении на холме, если какой ни будь озорной ребёнок наклонится на рычаг он не сможет перевести его в нейтральное положение и ваш автомобиль ни куда не укатится.
  • И в-третьих, самое главное, Saab отодвинули ключ зажигания от области колен на случай аварии.

Весь этот интерьер был сделан дизайнерами истребителя. Таким образом, приборная панель обернулась вокруг вас для более легкого доступа и периферийной видимости, а элементы управления были четкими, легко читаемыми и расположены таким образом, что наиболее часто используемые вами вещи были очевидны. Как и сей час, в те дни, другие компании расположили бы радио где ни будь у ваших ног. И поэтому в Saab`е радио было наверху, что облегчало доступ этим университетским профессорам к образованию.

Даже Джордж Карлин знал, что это безопасные машины.

Посмотрите на этот выступ. А потом посмотрите на настоящий навес. Он огромен, и он там не зря. Это переднеприводный автомобиль с продольным расположением двигателя, расположенным почти полностью перед передней осью.

Но они умудрились развернуть двигатель 180 градусов. Двигатель был развёрнут назад, и наклонен под углом 45 градусов, а трансмиссия приводилась в движение через цепь! Он наклонен под углом 45 градусов, потому что оригинальный двигатель 99-го был половиной Triumph Stag V8, а V8, как мы знаем, имеют угол 90 °.

Это передняя часть двигателя. Так вот где клиновые ремни в генераторе.

А это задняя часть двигателя. Выхлоп выходит сбоку от головы и направляется вперед прямо к фаре, затем соединяется с турбонагнетателем, а затем совершает разворот, скользя примерно в четверти дюйма от наклейки на аккумуляторе, которая гласит: «Не подвергайте воздействию высоких температур», прежде чем он, наконец, доберется до задней части автомобиля.

И кто только это придумал?

Чего вы тут не видите, так это APC (Automatic Performance Control) систему, которая первой уменьшила наддув своего 900 турбо со степенью сжатия 9:1 в то время как у Porsche 911 Turbo степень сжатия была 6,5:1. Это означало, что двигатель Saab Turbo не умирал при превышении наддува. Конструкция вестгейта реагировала на давление выхлопа, а не на график впуска.

Итак, кривая крутящего момента Saab Turbo больше походила на большеобъёмные моторы. Таким образом, когда APC впервые вышел на рынок, он не производил огромных мощностей, и его мощность составляла 135 лошадиных сил. По сравнению с атмосферными 110 лошадиными силами разница была небольшая и это значило, что он был ненамного быстрее на автобане. Но благодаря высокому крутящему моменту начинавшему работать с низких оборотов 900 turbo был очень быстрым по городу на тех скоростях, на которых мы действительно ездим.

Что на счёт остальных впечатления от вождения? Ну, они было хороши когда 99-й вышел в 1967 году, но 900-й все еще был конкурентоспособным, даже 20 лет спустя. На самом деле так, что продажи росли каждый месяц в течение 60 месяцев подряд с 1982 по 1987 год, когда машине было уже двадцать лет.

Я мог бы целый день рассказывать вам, насколько прекрасно водить Saab 900 Turbo, а так же описать как красиво подпрыгивал Saab моей мамы на платформе автоэвакуатора. И в основном это были поездки в дилерский центр когда он просто ломался на обочине дороги. На самом деле это происходило постоянно.

Но моей маме нравился он, как и всем остальным, включая Дэвида Дэвиса, который написал:

«Saab 900 Turbo это Мерседес-Бенц который однажды ночью вышел из дома во время кислотного эксперимента и уже никогда не был прежним. Он существует в измененном состоянии. Чудесное сочетание серьезных гражданских ценностей со склонностью к случайным нарушениям мира. Как ваш богатый дядя, помощник председателя республиканской партии в столпе лютеранской церковью может иногда наряжаться Джоан Кроуфорд для участия в марафонах. Turbo — это безопасная и практичная машина, которую вы, мама и дети можете использовать, чтобы убежать от копов».

David E. Davis (Jr. Editor-in-Chief Car and Driver, 05/1982)

Судя по тексту, он определенно не был под травкой, когда писал это. Скорее он был пьян. Но всё, что Дэвид написал в 1982 году о Saab Turbo, применимо для сегодняшней Tesla Model 3: безопасность, эффективность, скорость и нестандартное мышление — вот что является шведским хрустальным шаром.